ТАВРЫ
Этническое
происхождение тавров остается невыясненным. Возможно, они являлись
коренными жителями Крыма, а возможно это часть киммерийцев, отступивших
в Крым из Северного Причерноморья или с Кавказа под натиском скифов.
Самоназвание тавров неизвестно, поскольку слово «тавры» - греческое и
являлось изначально названием горного массива в Малой Азии,
продолжением которого греки считали, и Кавказские, и Крымские горы.
Затем этим же словом были названы и тамошние племена. Сам же Крым греки
назвали «полуостровом тавров» - Тавридой.
Тавры заселили южное побережье и горы крыма начиная с I тысячелетия до
н.э. или несколько ранее. Большинство поселений тавров было
сконцентрировано на Южном берегу Крыма от нынешних мыса Айя до
Феодосии. К поселениям тавров X-IV вв. до н.э. относятся: Уч-Баш около
Инкермана, Ашлама-Дере под Бахчисараем, Таш-Джарган под Симферополем и
др. Более поздние IV-V вв. обнаружены на горе Кошка у Симеиза,
Караул-Оба близ Нового Света, к ним также относятся и многочисленные
пещерные жилища. Поселения IV-I вв. до н.э. найдены на мысе Ай-Тодор,
горе Аю-Даг, горе Кастель под Алуштой. Тавры жили компактными семейными
общинами в поселениях в долинах и предгорьях у воды, горных убежищах из
камней, пещерах. Путь на южный берег от мыса Эклизи-Бурун до устья
Альмы закрывала оборонительная стена толщиной в два метра, сложенная
таврами насухо из крупных камней.
О таврах упоминают многие античные источники. Геродот в середине V века
до н.э. писал в своём труде «История» о таврах, как о свирепом народе,
приносящем человеческие жертвы и живущем преимущественно разбоем.
Диодор Сицилийский, Тацит, Аммиан Марцелин также описывали тавров, как
варваров и убийц, занимающихся пиратством. Страбон в своей «Географии»
в I в. до н.э. указывал базу таврских пиратов – Симболон Лимен,
нынешнюю Балаклавскую бухту. Однако, археологи не нашли никаких
подтверждений тому, что тавры получали что-то путем грабежа чужеземцев.
Напротив, находки в поселениях тавров и единственном не разграбленном
могильнике Мал-Муз в Байдарской долине свидетельствуют преимущественно
о вполне мирных занятиях большей части тавров: рыболовстве,
скотоводстве и земледелии. Рабства у тавров, по-видимому, не было.
Религией Таврам служил культ Девы – богини плодородия. Ей приносились
человеческие жертвы. Сохранились статуэтки Девы.
Таврам были приписаны памятники IX-V вв. до н.э. и даже более позднего
времени в Горном Крыму, объединяемые в кизил - кобинскую культуру:
согласно Геродоту, тавры занимали "гористую страну" в полосе от
греческого города Керкинитиды (в черте нынешней Евпатории) до
Скалистого (Керченского) п-ова. Кизил-кобинские поселения. Они
чрезвычайно многочисленны и расположены главным образом полосой,
тянущейся от Белогорска до окрестностей Севастополя. Это Балаклава,
Уч-Баш и Сахарная Головка (в районе Инкермана), Ашлама (в Бахчисарае),
Холодная Балка (близ Симферополя), Симферополь, Кизил-Коба, Ени-Сала, в
верховьях Салгира, Нейзац, Тау-Кипчак (Белогорский район). Кошка (в
районе Симеиза) и прочее. Поселения встречаются обычно у рек, причем, в
горах они имеют укрепления в виде двух стен из дикого камня, промежуток
между которыми забутован (Уч-Баш, Кошка). Использовались также скальные
навесы и гроты (например, Таш-Аир ). Поселения невелики и с бедным
культурным слоем небольшой мощности, что свидетельствует о
непродолжительности обитания.
Жилища, как правило, однокамерные, имели площадь 20-50 кв. м. Они
прямоугольной, реже овальной формы и делятся на три типа: землянки
(Кизил-Коба); слегка углубленные в землю или наземные постройки
столбовой конструкции с плетеными стенами, обмазанными глиной (Ашлама,
Taу-Кипчак, Уч-Баш) и каменные дома, пристроенные к скалам (Кошка).
Полы были глинобитными и лишь у одного жилища в Тау-Кипчаке встречена
вымостка из сланцевых плит. Возле жилищ находились хозяйственные, в
частности зерновые, ямы.
Кизил-кобинцами начато широкое освоение глубоких пещер. Так, в пещере
Ени-Сала II обнаружены черепа животных, обращенные главным образом ко
входу, а в другом зале стоял сталагмит с насаженным на него черепом
горного козла. Из собрания фрагментов керамики восстановлены целые
сосуды для жертвенной пищи. Найдены также примитивные деревянные
фигурки и многочисленные кости домашних животных, вероятно принесенных
в жертву подземному духу. Однако ряд других пещер с кизил-кобинской
керамикой и костями животных (Кизил - Коба, Змеиная, Лисья), хотя они
труднодоступны, темны, сыры и неудобны для земледелия, все же могли
служить не для культурных целей. Это были убежища от врагов в пору
опасности; также использование глубоких пещер имеет археологические и
этнографические параллели.
Инвентарь поселений и святилищ составлен каменными, костяными,
глиняными и металлическими изделиями. Из кремня были изготовлены
скребки и вкладыши серпов, с двусторонней плоской ретушью; из мягких
шлифующихся пород - сверленые боевые топоры и дисковидные навершия
палиц; из кости - проколки, псалии, втульчатые наконечники стрел
ромбического и квадратного сечения; из глины-пряслища. Распространены
бронзовые втульчатые наконечники стрел скифских типов, в частности, с
шипом у втулки.
Керамика, лепная и часто лощеная, представлена корчагами, горшками,
кувшинообразными сосудами без ручек, мисками, чарками и кубками.
Небольшие столовые сосуды часто имеют круглое дно. Орнамент рельефный
(валик под венчиком, шишечки на плечиках) или врезной геометрический.
Кизил-кобинские могильники. Погребальные памятники тавров
распространены по всему Горному Крыму, но особенно хорошо известны и
исследованы на Южнобережье (Гаспра, Кошка) и в Байдарской долине
(Скеля, Мал-Муз, Уркуста I и II, Черкес- Кермен). В предгорной части
Крыма, восточнее Симферополя, раскапывались могильники Капак-Таш,
Дружное I и II. Всего известны десятки памятников, состоящих из
каменных ящиков без выраженных насыпей.
Таврские ящики, сложенные из каменных плит, впущены в могильную яму, а
их перекрытия смещены или разрушены. Ящики, как правило, составляют
ряды различной ориентировки и вытянуты вдоль или поперек ряда. Они
нередко имеют прямоугольные ограды из вкопанных камней. Покойников
хоронили в скорченном положении на боку, причем в каждом из ящиков
последовательно подвергались захоронению десятки умерших. По-видимому,
каждый ряд был усыпальницей одной большесемейной общины. Инвентарь
каменных ящиков, в основном бронзовый, состоит из различных украшений
(гривны, серьги, очковидные подвески, булавки, браслеты, спиральные
пронизки, перстни, бусины, раковины каури), бытовых предметов (железные
ножи, иглы, каменные оселки), предметов вооружения (кинжалы с навершием
брусковидной или антенной формы и почковидным перекрестием, наконечники
стрел скифских типов), конского снаряжения (железные трехдырчатые
псалии, двухсоставные удила, в том числе бронзовые со стремечковидными
концами, различные кольца и бляшки). Керамика встречается редко.
Преемственная связь кизил - кобинской керамики с белозерской указывает
на то, что в создании кизил-кобинской культуры приняли участие потомки
белозерских племен. Это могла быть определенная часть степного
населения, которая оказалась за пределами киммерийской культуры,
мигрировавшей в Горный Крым. Здесь выявлено значительное количество
белозерских поселений, но мало сабатиновских (которые характерны для
Восточного Крыма), тогда как вне полуострова наблюдается
противоположная картина.
Второстепенным компонентом кизил-кобинской культуры мог быть кобанский
(северокавказского происхождения), принесший в Крым погребальные
каменные ящики. В таком случае тавры должны предположительно
рассматриваться как ираноязычный этнос, что как будто бы подтверждается
исследованием собственных имен. Основными занятиями тех тавров, которые
обитали в стороне от морского побережья, были земледелие и
скотоводство, отмечено также ткачество. Лишь приморские тавры (а их
поселения почти не сохранились в условиях курортного побережья) могли
заниматься пиратством, да и то в сочетании с морским собирательством и
рыболовством.
Этнический состав крымского населения существенно изменился в V в. до
н. э., когда был основан греками Херсонес Таврический и на полуостров
проникло много скифов, появившихся здесь еще в VII в.
Прослеживается контакт тавров с греками, документируемый находкой
кизил-кобинской керамики в слоях V-IV вв. до н. э. Керкинитиды, в
которой тавры составляли определенную часть населения. Кизил-кобинцы
испытали сильное влияние скифов, заимствовав у них, в частности,
лощеную керамику с резным орнаментом, который затерт белой пастой. В I
в. н.э. появились даже упоминаемые древними авторами скифотавры и
тавроскифы. Все это и отсутствие в Предгорье, на границе тавров с
крымской Скифией, кизил-кобинских городищ говорит о дружественном
характере отношений между двумя народами.
Тавров в разное время неудачно пытались покорить киммерийцы, Херсонес и
Боспорское царство. На территории, заселенной таврами, долгое время не
было греческих колоний. Когда же они появились, то и в VI-III вв. до
н.э. отношения тавров и греков оставались достаточно мирными. Они имели
общий некрополь в Херсонесе. Греки даже частично переняли культ Девы.
Однако с расширением греческой экспансии в Крыму, тавры действительно
стали совершать набеги на греческие поселения.
Начиная с I в. н.э. тавры стали испытывать значительное влияние скифов,
их стали называть «тавроскифами». Скифы также испытали влияние культуры
тавров, переняли у них знания горного дела и фортификации. В конце III
в. центр скифского государства переместился в Крым и начала происходить
ассимиляция народов Крыма, в т.ч. и тавров со скифами. Впоследствии
тавры и скифы совместно участвовали в войне с понтийским полководцем
Диафантом. Как самостоятельный народ тавры перестали упоминаться с IV
в. н.э.
|